Яна, в этом возрасте ребенок должен показывать 3- 5 частей тела, словарный запас около 25- 30 слов. Начало фразы из 2- х слов(в 2года - словарный запас минимум 50 слов, начинает использовать предложение из 2- х слов, понимает двухэтапную инструкцию). Понимает обозначаемые на картинках действия, понимает значение предлогов в конкретной ситуации(на чем ты сидишь? ). Но! Необходимо учитывать наследственность(Возможно позднее начала речи у одного из родителей, соматическое состояние(частые болезни в доречевой период- до 3- х лет)), речевое окружение и др. ). Стимуляция к речи: Привлечение внимания к правильному звучанию слов(лучше реагирует на спокойную речь, чем на громкую). Постоянно разговаривать с ребенком о том, что он видит в данный момент. Не перебивать речь. расширять понимание речи с помощью картинок, играть в карточное лото, стимулировать к рассказу по картинкам( последнее примерно с 2, 3 до 3- х лет, но можно пытаться сейчас, даже если сначала Вы будете рассказывать). Обязательно развивать общую и тонкую моторику(рук): прыгать, бегать, самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице, бросать мяч, кататься на велосипеде; рисовать, лепить, конструировать, выклад. мозаику; игры с песком и водой(наливание, переливание, насыпание. .. ), головоломки, вырезание, нанизывание бус и т. д. Развитие моторики влияет на развитие с речи. Если к 3 годам ребенок не заговорит стоит обратиться к невропатологу. Удачи!