Будут ли люди, «сидящие» на любой диете, основанной на ограничении калорий, терять вес? Безусловно, будут. Но является ли такой сброс веса полезным для здоровья и долгосрочным? Это - вопрос. Давайте вернемся чуть-чуть назад и посмотрим, что происходит при потере воды. Помните, глюкоза (накопленная в виде гликогена) основной источник топлива для мышечных сокращений. В ситуации, когда потребление калорий резко ограничено, а это самое топливо отсутствует, организм изыскивает собственные способы выработки глюкозы, кровяного сахара, которого ему так недостает. Он может начать вырабатывать глюкозу из аминокислот. Аминокислоты – кирпичики, из которых строятся белки. Три из них, известные как разветвленные аминокислоты, - лецин, валин и изолецин – могут очень просто превращаться в глюкозу. Эти аминокислоты можно получить, расщепляя уже готовые белки и просто метаболизируя другие аминокислоты или выводя их из организма как нечто ненужное.
Если я Вас запутал, то теперь постараюсь «распутать». Я хочу, чтобы Вы это поняли. Давайте несколько упростим ситуацию. Потребление углеводов резко снижено. Вашему организму требуется глюкоза. Не получая ее в необходимых количествах, он находит собственный способ выработки глюкозы. При этом он использует аминокислоты в качестве сырья. Чтобы получить эти аминокислоты он должен расщепить или специально получаемые белки или… мышечные ткани. Поскольку мышцы, в отличие от жира, являются тканями, сжигающими калории, процесс обмена веществ замедляется и увеличивается вероятность того, что как только Вы «слезете» с малоуглеводной диеты, Вы тут же наберете весь сброшенный вес плюс дополнительный жир.
Но мы все чувствительны к углеводам?!
Сторонники безуглеводки запустили в оборот термин «чувствительность к углеводам» и теперь заявляют, что все американцы, из-за их неправильного повседневного питания, страдают от этой загадочной болезни.
Как следует из результатов клинических исследований, порядка 10-25% американцев действительно страдают от определенного сопротивления инсулина чувствительностью к углеводам. Проведенные исследования показали, что улучшение состава тела (соотношение нежирной массы тела и жира) и регулярные физические упражнения гораздо важнее для борьбы с сопротивлением инсулина, чем ограничения в потреблении углеводов.
Углевод – ЭТО УГЛЕВОД?
Нет никакого сомнения в том, что переключение американцев на сухие крендельки, печеньица, сухие завтраки привело к нарушению метаболизма углеводов у некоторых индивидуумов. Но зачем же вместе с водой выплескивать ребенка. Углеводы, по определению, неотъемлемая составная часть питания, а питание – это то, что необходимо есть для поддержания жизни.
Совершенно очевидно, что любая программа, предлагающая людям существенно ограничить потребление или вообще отказаться от той или иной составной части питания, в чем-то порочна. При правильном понимании различия между сложными углеводами и простыми сахарами, очень легко устранить действительного виновника (простые и рафинированные сахара) и дать углеводо зависимым людям представление о вспомогательном метаболизме высококачественных ценных комплексных углеводов (вместе с белками, жирами, витаминами, минералами и оптимальным количеством воды).
А что, эта малоуглеводная программа не поможет моему обмену веществ?
Я просто поражен тем, как легко многие люди верят в то, что все эти малоуглеводные диеты стимулируют их обмен веществ. Я же лично не могу найти никакого намека, который позволял бы поверить в это. На самом деле, отсутствие углеводов и необходимого количества калорий, не только подвергает Вас риску замедления процесса обмена веществ и потере мышц, но и заставляет щитовидную железу сделать свою маленькую гадость Вашему организму. Она изменяет производство гормонов Т3 и Т4, то есть гормональный инструмент регулировки температуры тела как защиты от голода. Результат – дальнейшее замедление процесса обмена веществ и угроза развития заболеваний самой щитовидной железы.
Я полагаю, что поскольку нет никаких разногласий по поводу того, что физические упражнения являются позитивным фактором для уменьшения содержания жира в организме, поддержания оптимальной физической формы, здоровья, снижения риска заболевания, а также по поводу того, что гликоген является топливом для мышечных сокращений, становится совершенно очевидным, что люди, занимающиеся физическими упражнениями, только выиграют от достаточных поступлений гликогена, этого самого топлива, которое получается из углеводов. Очень важно защитить процесс обмена веществ, таким образом чтобы организм научился эффективно использовать углеводы как топливо, белки как строительный материал для ремонта клеток и поддержания их в норме, существенные жиры как важный биологический компонент клеток.
Более чем когда-либо люди нуждаются в получении знаний, информации, и пока не будут собраны исчерпывающие неопровержимые доказательства полезности и ценности того или иного плана или программы действий, всегда останутся разногласия относительно «лучшего пути» к обретению здоровья и хорошего самочувствия.
Хочу подчеркнуть, что я не веду никакой персональной вендетты против доктора Аткинса как личности, и действительно скорблю о его безвременной кончине. Я думаю, что его позиция и само его присутствие подстегивалали медицинское сообщество к постановке вопросов, а поскольку наука есть нечто иное как «лучшее предположение», вопросы являются путем к достижению более высокого уровня ясности. Есть ли люди, которые сбросят вес и будут полностью удовлетворены «Системой питания Аткинса»? Безусловно. Но я отнюдь не уверен, что это хороший способ здорового сброса веса для подавляющего большинства. Каждая агрессивно продвигаемая диета, как правило, имеет множество «доказательств» своей эффективности. Однако, как правило, эти «доказательства» выражаются в сброшенных килограммах, а не в улучшении состава тела.
Если Вы полагаете, что вся предоставленная мной информация основана лишь на моем личном мнении, Вы ошибаетесь. Я потратил годы, собирая ее. Ниже приведены лишь некоторые ссылки на опубликованные исследования:
• Megan McCrory, Ph.D., Energy Metabolism Lab researcher, Tufts University
• Dr. James J. Kenny, Ph.D., RD, Nutritionist at the Pritikin Longevity Center in Santa Monica, California and Vice-President of the National Council Against Health Fraud.
• Ellen Coleman, RD
• Tim Patton, RD, Florida International University
• Keith Klein, nutritionist, researcher, consumer activitist, Klein's Eating Management Clinic, Houston Texas
• Dr. Nancy Wellman, Florida International University
• Jim Wright, PhD, Science Editor, Weider Publications
• Jeff Feliciano, researcher, Weider Nutrition