Согласно современным представлениям ПИН является главным гистологическим предшественником аденокарциномы предстательной железы.
По данным разных авторов ПИН высокой степени в 35-100% случаев прогрессирует в аденокарциному предстательной железы. ПИН НС приводит к раку предстательной железы в 13-19% случаев, а некоторые авторы высказывают сомнения в возможности корректного гистологического отличия простатической интраэпителиальной неоплазии от нормальной гландулярной ткани предстательной железы.
Корреляция гистологического и биохимического маркера рака предстательной железы, коими соответственно являются простатическая интраэпителиальная неоплазия и простатический специфический антиген (ПСА) исследована не полностью, данные ученых крайне противоречивы и несогласованы.
F.Lee и соавт. проводил сравнительные исследования простатического специфического антигена на результатах 248 трансректальных игольчатых биопсий. Автор выявил, что логарифм концентрации ПСА у больных с ПИН ВС оказался равен 1,85, значению не соответствующему ни доброкачественному (1,09), ни злокачественному (2,79) процессу. Вместе с тем, исследования B.M.Ronnet 1993 и E.E.Alexander 1996 не выявили какой-либо зависимости концентрации и плотности ПСА от наличия и размеров ПИН.
Современная тактика ведения пациентов с простатической интраэпителиальной неоплазией включает два основных подхода: динамическое наблюдение, и терапевтическое воздействие.
Динамическое наблюдение пациентов с гистологической верифицированной простатической интраэпителиальной неоплазией предполагает последовательное и периодическое выполнение комплекса диагностических процедур для своевременного выявления рака предстательной железы. Многие современные исследователи считают динамическое наблюдение наиболее обоснованной тактикой в отношение ПИН. Для выявления ранних форм локализованного рака применяются:
повторные биопсии предстательной железы;
анализы ПСА плазмы;
пальцевое ректальное исследование;
трансректальное ультразвуковое исследование.
Вместе с тем, в литературе описаны случаи сосуществования ПИН ВС и рака предстательной железы с одной стороны и случаи наблюдения за ПИН ВС без какой-либо прогрессии в аденокарциному в течение 20 лет. Таким образом, тактика динамического наблюдения не может считаться универсальной и требует дополнения и стандартизации.
С клинической точки зрения простатическую интраэпителиальную неоплазию следует относить к нозологической группе предраковых заболеваний предстательной железы, поэтому многие исследователи избегают слова «лечение» и применяют термин «химиопрофилактика» в отношение этого явления. По определению R.Montironi 1996: «Химиопрофилактика предраковых процессов предстательной железы, таких как ПИН направлена на остановку или обратное развитие карциногенеза при введении одного или нескольких нетоксичных химических соединений».
По поводу второго вопроса:
Считается, что ПИН низкой степени опережает развитие рака простаты в среднем на пять лет, а обнаружение ПИН высокой степени с большой долей вероятности означает обнаружение рака при повторной (через 6 месяцев) биопсии.