Эрих Фромм "Искусство любить"
     г. Любовь к себе 3
     Хотя  не  вызывает  возражения применение  понятия  любви  к различ-ным
объектам,   широко   распространено  мнение,  что   любить  других  людей  -
добродетельно, а любить себя - грешно. Считается, что в той мере, в  какой я
люблю себя,  я не люблю  других людей, что  любовь к себе  это то же,  что и
эгоизм. Этот взгляд довольно стар в западной мысли. Кальвин говорил о  любви
к себе  как  о  "чуме"4.  Фрейд  говорил о любви  к  себе в  психиатрических
терминах,  однако смысл его суждения такой же, как и у  Кальвина.  Для  него
любовь к себе  это то же, что и нарциссизм, обращение либидо на самого себя.
Нарциссизм  являет  собой  раннюю  стадию человеческого развития, и человек,
который в позднейшей жизни возвращается к нарциссистской  стадии, неспособен
любить; в крайних случаях это  ведет  к безумию. Фрейд утверждал, что любовь
это проявление  либидо, и  если либиго направлено  на других людей,  то  это
любовь, а если оно направлено на самого его носителя - то это любовь к себе,
Следовательно, любовь  и любовь к себе взаимно исключаются в том смысле, что
чем больше первая,  тем меньше вторая.  Если любить  себя  плохо,  то отсюда
следует, что не любить себя - добродетельно.
     Возникают такие вопросы.  Подтверждает ли  психологическое исследование
тезис,  что есть существенное противоречие между любовью к себе  и любовью к
другим людям? Любовь  к себе  это  тот  же  феномен,  что и  эгоизм, или они
противоположны?  Далее,  действительно ли эгоизм  современного  человека это
интерес  к себе  как  к  индивидуальности, со  всеми  его интеллектуальными,
эмоциональными  и  чувственными  возможностями?  Не  стал  ли  он  придатком
социо-экономической  роли?  'Тождественен  ли эгоизм  любви  к  себе или  он
является следствием ее отсутствия?
     Прежде  чем начать обсуждение психологического  аспекта эгоизма и любви
к.  себе, следует подчеркнуть наличие логической  ошибки в определении,  что
любовь  к  другим  и  любовь  к  себе взаимно  исключают  друг  друга.  Если
добродетельно любить своего ближнего, как человеческое существо, должно быть
добродетелью - а не  пороком - любить  и  себя, гак как я тоже  человеческое
существо. Нет  такого понятия человека, в которое не был бы включен и я сам.
Доктрина,  которая провозглашает  такое исключение, доказывает, что она сама
внутренне противоречива. Идея, выраженная в библейском "возлюби ближнего как
самого  себя",  подразумевает,  что  уважение  к собственной  целостности  и
уникальности, любовь к самому себе  и понимание  себя не могут быть отделены
от  уважения,  понимания  и  любви  к  другому  индивиду.  Любовь  к  своему
собственному "я" нераздельно связана с любовью к любому другому существу.
     http://lib.ru/PSIHO/FROMM/love.txt