Думаю, вам будет интересно почитать.
Культ женщины в эпоху рыцарства
В chansons de gestes (героических поэмах) женщина еще не играет заметной роли. Лишь с куртуазным романом XII века приходит воспевание женщины. Это явление тем любопытнее, что в культурах, где человек прокладывает себе путь мечом, женщины обычно ценятся не слишком высоко. Нет ни малейших следов поклонения женщине у древних германцев, если верить описанию их нравов у Тацита. В кодексе самураев, который часто сравнивают с кодексом европейского рыцарства, женщина вообще не берется в расчет. К рыцарскому кодексу обычно возводят понятие галантности. Монтескьё определяет галантность как любовь, связанную с понятием опеки и силы, точнее не столько любовь, сколько "нежную, утонченную и постоянную видимость любви".
Неотъемлемой частью рыцарского образа была его любовь к прекрасной даме. Любовь, воспеваемая провансальскими поэтами XII и начала XIII века уже носит индивидуальный характер: поэту дорога лишь одна женщина, и он не променяет ее ни на какую другую. Не знатность происхождения и богатство, а красота и куртуазность дамы вызывают чувства трубадура. Понятия благородства рождения и благородства внутреннего мира начинают расходиться в этих произведениях. Прекрасная дама должна обладать тактом, любезностью, умением со вкусом одеваться, благородством, способностью вести светскую беседу - иначе говоря, набором тех признаков, которые в совокупностью и называются куртуазностью. Отношения между возлюбленными, судя по песням трубадуров, были различны: от платонического "служения" неприступной даме, до весьма интимных отношений, нередко рисуемых трубадурами с натуралистической прямотой.
Вскоре выработался определенный ритуал ухаживания и любовных отношений, которому должны были следовать все изысканные люди, дорожившие своей репутацией. Дама была обязана иметь возлюбленного и соответственно с ним обращаться, ее рыцарь должен был хранить тайну "сокровенной любви" и служить даме сердца точно так же, как вассал служит сеньору: феодальная терминология легко распространялась и на интимные отношения. Присущая сознанию эпохи страсть к классификации выразилась в создании своего рода "схоластики любви", канонов любовного поведения и выражения чувств.
По мнению средневековых авторов, любви между супругами быть не может, ибо любовь требует тайны и поцелуев украдкой; любовь к тому же не возможна без ревности, то есть без состояния тревоги о том, как бы не потерять возлюбленную, а в браке ничего подобного нет. Интересный пример можно обнаружить в произведении Дж. Чосера "Кентерберийские рассказы" (XIV век): некий дворянин рассказывает о даме, которая в отсутствие мужа обещала ответить на страсть влюбленного в нее пажа, если тот очистит побережье Бретани от подводных скал. Обещая это, она была уверена в неисполнимости этой задачи. Между тем ее поклонник совершил требуемое (при помощи чародея, которому заплатил 1000 фунтов). И дама очутилась перед необходимостью выполнить обещанное. Необходимость эту признал и возвратившийся муж, хотя по его словам, предпочел бы пасть с сердцем, пробитым в бою (благородный паж, видя его страдания, отказался от своего права)[Дж. Чосер "Кентерберийские рассказы" М 1973 с.432].
Существует несколько точек зрения на причины возникновения этого культа. Мария Оссовская в своей книге "Рыцарь и буржуа" рассматривает куль женщины как игру, в которой женщина получает "пинок вверх". В мире где правит насилие, женщина по прежнему зависит от мужчины. Рукоприкладство и неверность мужа были делом обычным [Оссовская М. "Рыцарь и буржуа" М 1987 с.92].
Есть мнение, что этот культ придумали и поддерживали сами женщины. В пользу этой гипотезы говорит то, что легенда, изображавшая далеко идущую покорность мужчины женщине была инспирирована женщиной - по заказу Марии Шампанской Кретьен де Труа написал "Ланселота, или рыцаря Телеги".
Третья версия - этот культ возник благодаря странствующим менестрелям: путешествуя от замка к замку, они восхваляли хозяйку (муж которой обычно отсутствовал) в расчете на службу при ее дворе или хотя бы на добрый прием и подарки перед дальней дорогой.
Как бы то ни было, явившись, этот культ стал неотъемлемой частью культуры средневековья. Женщины находили в этом утешение за грубость мужей, да и мужчин привлекала эта фикция, которая приукрашенную любовь противопоставляла простонародной.