Эритромелалгия может осложниться гангреной пальца, которой предшествует смена преходящих болей и акроцианоза постоянными. Боли принимают необычайно мучительный характер, а лечебный эффект ацетилсалициловой кислоты утрачивается. В подобных случаях нередко приходится прибегать к ампутации пальца. При гистологическом исследовании обычно выявляются воспаление и тромбоз артериол, мелких артерий и вен. Различная тяжесть клинических проявлений эритромелалгии, очевидно, обусловлена степенью выраженности приводящих к ней патологических изменений: от обратимой агрегации тромбоцитов до воспалительных и тромбофилических поражений сосудистой стенки артериол.
Микроциркуляторные нарушения на уровне головного мозга сопровождаются головной болью, иногда типа мигрени, головокружениями, тошнотой и рвотой, нарушениями слуха и зрения, микроинсультами, психическими расстройствами, изредка эпилепсией.
Описано осложнение ЭТ приапизмом, вызванное сладжированием тромбоцитов в кавернозных синусах. Очень характерно осложнение стенокардией, в том числе у больных молодого возраста, у которых нет других причин для ее развития, кроме ЭТ.
Тромбозы артериальных сосудов — второе по частоте тромбофилическое осложнение ЭТ. Чаще других тромбируются коронарные артерии с развитием инфаркта миокарда, а также артерии нижних конечностей, но возможны тромбозы любых артерий: сонных, подключичных, мезентериальных, почечных и других. Течение их может быть острым или малосимптомным. О поражении артерий в подобных случаях свидетельствует появление систолического шума в зонах проекции соответствующего сосуда и асимметрия пульсации артерий стоп. Тромбоз почечных артерий приводит к развитию реноваскулярной гипертонии и нефротического синдрома, но высокая степень протеинурии более характерна для тромбоза почечных вен.
Имеются сообщения о развитии пороков митрального и аортального клапанов, причиной которых явился тромбоз артерий клапанов сердца.
Тромбозы венозных сосудов также не являются редкими. Их локализация различна: вены нижних конечностей, воротная, селезеночная, внутрипеченочные, почечные вены и др. Тромбозы в системе воротной вены приводят к развитию подпеченочной портальной гипертонии, которая обусловливает увеличение селезенки, варикозное расширение вен пищевода с возможностью кровотечений при их разрыве. Для тромбоза внутрипеченочных и надпеченочных вен (синдром Бадда — Киари) характерны резистентный к лечению асцит, выраженная гепатомегалия, нарушения функций печени, желтуха и кровотечение. Представляет интерес тот факт, что часто синдром портальной гипертонии диагностируют у больных ЭТ в отсутствие острых проявлений тромбоза в анамнезе. Данное осложнение нередко расценивают как самостоятельное заболевание, что отчасти объясняется нивелированием гематологических проявлений ЭТ при портальной гипертонии в результате усиления депонирования и деструкции клеток крови значительно увеличенной селезенкой.
У ряда больных в анамнезе отмечается спленэктомия до постановки гематологического диагноза с последующим развитием выраженного тромбоцитоза, а у многих — и лейкоцитоза.
Геморрагические осложнения особенно характерны для больных со значительной тромбоцитемией. Преобладают желудочно-кишечные и послеоперационные кровотечения. Возможны также экхимозы на коже, геморрагический инсульт, кровоизлияния в ткани глаза, суставы, гематурия и др.
Сосудистые осложнения обусловлены увеличением количества и нарушением функции тромбоцитов. При тромбофилических осложнениях ЭТ, а нередко и в отсутствие их, наблюдаются признаки активации тромбоцитов: увеличение спонтанной агрегации тромбоцитов (агрегаты тромбоцитов видны в простом мазке периферической крови), повышение экскреции бетта-тромбо-глобулина и тромбоксана с мочой. При использовании ацетилсалициловой кислоты в малых дозах, как и при терапии альфа-интерфероном, их экскреция снижается.
Если усиление «реакций высвобождения» может быть как результатом активации тромбоцитов в кровяном русле при тромбозах, так и эндогенно обусловленной «болезнью хранения», то многие другие нарушения, такие как снижение чувствительности тромбоцитов к эпинефрину, уменьшение числа рецепторов к простагландину D-2, дефицит альфа- и бетта-гранул и другие многочисленные биохимические и структурные изменения в тромбоцитах, несомненно обязаны своим происхождением из неопластического клона мегакариоцитов. Эта концепция подтверждается отсутствием подобных изменений и сосудистых осложнений при реактивных тромбоцитозах, а главное, нормализацией функции тромбоцитов после аллогенной трансплантации костного мозга.
Кровотечения обусловлены снижением функциональной активности тромбоцитов, к которой имеют отношение дефицит альфа- и бетта-гранул (они вовлекаются в процесс образования и стабилизации агрегатов тромбоцитов) и дефицит адреналиновых рецепторов. Допускается дефектное распределение фактора Виллебрандта у больных ЭТ со значительным тромбоцитозом.
Кровотечения из желудочно-кишечного тракта нередко провоцируются приемом ацетилсалициловой кислоты. Она нарушает функцию тромбоцитов и способствует образованию язв желудка и двенадцатиперстной кишки. Причинами внутреннего кровотечения могут быть тромбоз сосудов двенадцатиперстной кишки, общий тромбогеморрагический синдром и варикозное расширение вен пищевода при осложнении ЭТ портальной гипертонией. Местные причины и нарушения гемостаза нередко сочетаются.
Отсутствие четкого параллелизма между числом тромбоцитов и развитием сосудистых осложнений, возможность их возникновения в период ремиссии свидетельствуют об участии в патогенезе сосудистых осложнений других факторов, в частности пожилого и старческого возраста, атеросклероза, курения табака. Они относятся к числу общих факторов риска артериальных тромбозов.
ЭТ может быть диагностирована у беременных женщин. Возникает закономерный вопрос о вероятности вынашивания беременности и рождения здорового ребенка.
M.I.Randi и соавт. наблюдали 22 беременности у 17 женщин, больных ЭТ (число тромбоцитов превышало 1000,0х10в9/л). Нормальные дети родились у 17 матерей, из которых 9 в течение беременности получали ацетилсалициловую кислоту по 100 мг в сутки. Двое из 4 женщин, у которых беременность завершилась самопроизвольным абортом, принимали ацетилсалициловую кислоту. Авторы пришли к выводу, что частота абортов у больных ЭТ не превышает популяционную, а польза приема ацетилсалициловой кислоты сомнительна. Таким образом, по данным этой публикации, прогноз беременности вполне оптимистичен.
По другим данным, у нелеченых больных он не столь благополучен: из 22 беременных, страдающих ЭТ, у 6 произошли спонтанные аборты, у 2 — преждевременные роды, у 3 — отрыв плаценты.
M.Griesshammer и соавт. суммировали и подвергли анализу данные об исходах беременности у 106 больных ЭТ. Благополучные роды с рождением здоровых детей имели место в 57 % случаев. Выкидыши и преждевременные роды наблюдались в 43 % случаев. Чаще они возникали в I триместре беременности (36 %). Их причиной был тромбоз сосудов плаценты. Частота кровотечения составила 4 %, причем массивным оно было только в одном случае. Авторы сообщают о лучшем прогнозе исхода беременности у больных, принимавших ацетилсалициловую кислоту (75 % благополучных родов с рождением здоровых детей). Во время беременности наблюдалось спонтанное снижение числа тромбоцитов, что подтверждают и другие авторы. На течение беременности, роды и состояние новорожденных не оказывает отрицательного влияния и терапия альфа-интерфероном.
Картина периферической крови характеризуется стабильным тромбоцитозом (выше 400,0х10в9/л), а у многих больных — и умеренно выраженным нейтрофильным лейкоцитозом (ниже 20,0х10в9/л). Характерны крупные размеры тромбоцитов и образование их агрегатов. Иногда несколько возрастает число эозинофилов и базофилов.
При цитогенетическом исследовании на момент диагностики ЭТ нарушений кариотипа обычно не выявляется. При анализе результатов обследования 170 больных ЭТ у 5,3 % обнаружены хромосомные аномалии типа lq-, 20q-, 21q-, lq+. Однотипных маркерных цитогенетических нарушений не отмечено.
Как и другие хМПЗ, ЭТ может завершиться вторичным миелофиброзом с миелоидной метаплазией селезенки, миелодисплазией и острым лейкозом, но отличается от них более длительной стабильной фазой. Сведений о частоте гематологических исходов у нелеченых больных нет. У больных, принимавших гидроксимочевину (Hydrea), частота развития острого лейкоза и миелодисплазии составляет 4,5 % при среднем сроке наблюдения 98 мес. При цитогенетическом анализе у 4 из 5 больных с этими исходами V.Soenen и соавт. обнаружили патологию типа 17q- со свойственным ей дисгранулоцитопоэзом (пельгеровская аномалия и вакуолизация нейтрофилов). Подобная цитогенетическая патология встречается при остром миелобластном лейкозе и миелодисплазии sui generis вне связи с лечением.
По данным итальянских авторов, из 2129 больных ЭТ при сроке наблюдения 4,5±3 года исход в острый лейкоз и миелодисплазию наблюдался у 27, во вторичный миелофиброз — У 32 больных. В 2/3 случаев больных лечили только Hydrea. Установлено, что при использовании нескольких цитостатических препаратов у больных ИП в процессе длительного наблюдения частота этих исходов увеличивается. У больных ЭТ преобладают миелобластные варианты острого лейкоза, но описан и мегакариобластный острый лейкоз.